Написать письмо
Смысл бытия
(Скачать)
Предисловие
Понятие о Боге
Дух
Свойство духа
Качества Бога
Бог единый
Бог и Слово Божие
Творение неба
Падение духов
Сотворение мира и человека
Искушение и грехопадение человека
Бытие

Два зверя и образ
(Скачать)

Семь печатей
(Скачать)

Семь труб
(Скачать)
Предисловие
Первая труба
Вторая труба
Третья труба
Четвертая труба
Пятая труба
Первое воскресение и Израиль
За день - год
Шестая труба
Седьмая труба

Семь церквей
(Скачать)
Предисловие
Ефесская
Смирнская
Пергамская
Фиатирская
Сардийская
Филадельфийская
Лаодикийская

Два зверя и образ (Откровение гл. 13)

26.09.1998

По мере нашего приближения к большему постижению Откровения Иоанна Богослова мы видим, что одно и то же явление жизни народа Божьего может описываться несколько раз в разных местах пророческой книги, причем с разных точек зрения. Что в начале было открыто в посланиях к семи церквам, открывается в иных взаимосвязях также и при описании печатей. Уже при шестой и седьмой печати говорилось о конце мира, и вдруг описание первой трубы началось от самого начала; и все трубы описывали последовательные исторические события до последней седьмой трубы. А теперь нужно сказать, что у Бога духовная истина настолько сложна и многогранна, что одно и то же явление открывается в разных пророческих образах.

Мы прочитали в двенадцатой главе Откровения такое место: “И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.” (ст. 15-17). О каком времени идет речь? После того, как в течение первых пятисот лет врагу Христову не удалось добиться желанного результата: полного растворения Церкви Христа в многочисленных противоборствующих богословских учениях, истинная церковь ушла из мирского общества, уединилась в пустынях и отшельях; а падшая обмирщенная светская церковь больших городов империи в своих понятиях углубилась в языческую философию, стала приближаться к идолослужению и к искаженному пониманию первоначального учения Христа. Тогда истинная Церковь ушла из общества в пустыню и пробыла там тысячу двести шестьдесят лет, и до нее не дошли все эти толкования, мудрствования, богословские измышления, всякие отступления, которые были свойственны господствующей официальной церкви. Пустынники смогли сохранить свою Фиатирскую Церковь, и Господь Иисус Христос их похвалил: “Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.” (Откр. 2, 24-25). Глубинами сатанинскими было названо официальное богословие господствующей церкви. Это был один пример того, как в Откровении об одном и том же явлении говорится в разных местах с разных точек зрения. А в настоящее время кто эти прочие, которые от семени жены? Это - истинные христиане, которые в течение веков и до сего времени, наперекор всем стихиям, сохраняют верность Слову Божьему и Духу Его. Это те, к которым хотели бы принадлежать и мы в это последнее, тяжелое время. А дальше идет новое видение. Иоанн Богослов очень четко выделяет начало тринадцатой главы. “И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.”(ст. 1). Я уже говорил вам прежде, что это видение, как и всякое другое, должно быть рассмотрено независимо от других, и определено - к какому времени оно относится. Здесь снова идет речь о событиях от начала христианства.

«Стал я на песке морском,» - море, воды это бесчисленное множество народов, не знающих Бога, живущих как стихия. А берег морской - это конец суши, за которым простирается море. Таким образом, на грани соприкосновения так называемого обрядового христианства, которое изображено как земля, людей, формально причисляющих себя ко Христу, со внешним миром, не знающим Христа; - на этой грани, на этом песке стоял Иоанн, и увидел он выходящего из моря зверя. Прежде всего, всегда во всех откровениях Даниила и в откровениях других пророков: Иеремии, Езекииля, зверь означает политическую власть, земное господство, владычество правящих сословий, владычество господствующих.

В Библии написано вообще о начале владычества посредством силы. Вскоре после потопа Ной со своими сыновьями вышли из ковчега и стали жить на опустошенной от прежних жителей земле. Шли года, и из потомков сыновей Ноя Нимрод первым стал силою господствовать среди людей. Обратите внимание, как там написано. Нимрод стал сильным, значит что он со своим племенем покорял соседние племена, завоевывал их и принуждал их быть покорными ему; так он создал государство. И вот этот-то Нимрод, в своем государстве захотел построить башню Вавилонскую. Так он, Нимрод, - первый властелин, который упоминается в Писании. В пророчестве эта государственная власть человека символизировалась самыми различными образами зверей.

Далее Иоанн увидел выходящего из моря зверя. Этот зверь - какое-то могущество, политическое господство. А этот упоминаемый в Откр. 13 зверь - с семью головами и десятью рогами. Семь голов - семь отдельных стран; десять рогов - десять царей. На рогах его было десять диадим - они коронованные. Диадима (на современном языке диадема) - это то же, что царская корона. На головах зверя были десять корон, и на них были имена богохульные. Это значит, что все эти цари были враждебны Богу. Что это был за зверь? Это - католическая церковь, именно церковь, которая приобрела большое политическое могущество.

В другом месте есть образ такой: блудная жена, сидящая на звере (Откр. 17, 3). Зверь это есть светская, административная власть, а жена-блудница - это церковь, которая оставила первоначальную верность Небесному Жениху и добилась господства над светской властью. Она управляет миром и творит все по своему произволу. Таково значение этого образа.

“Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва.” (ст. 2). Эти образы напоминают пророчество в книге у Даниила: “И вот - зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него - большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. (Дан. 7, 7). Здесь в видении у Даниила наблюдается историческое подобие с образом зверя в Откровении. Даниил в пророчестве указывал на тогда еще будущий, исторический Рим, Римскую империю. Посмотрим же, о ком говорит пророчество в Откровении. “И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.” Этому зверю, который появился из моря, дракон дал свою силу. Дракон это есть сатана, - так ведь сказано. Это тот самый дракон, который хотел поглотить только родившегося младенца Иисуса. Вспомним избиение младенцев в Вифлееме. Этот дракон дал зверю, то есть, политической власти, силу свою, сатанинскую, и престол свой в Риме и великую власть, ту самую власть, которую предлагал сатана Христу при искушении в пустыне: “И возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.»” (Лк. 4, 6-7). Господь Иисус Христос с гневом отверг коварное предложение сатаны, которое означало отпадение и неверность Богу, такими словами: “Написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»” (Лк. 4, 8). Но это предложение принял Римский зверь, - администрация папы Римского в Ватикане.

“И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.” Речь идет о Реформации в Германии, которая пророчески означает одну из десяти голов зверя, когда германские князья восстали против признания власти папы Римского в их княжествах, и они добивались права сами назначать своих священников, своих епископов, как самостоятельные, суверенные княжества, не зависимые от Рима. Не принимать епископа, назначенного папою Римским, но избирать его светскою властью, - об этом шел спор между национально независимыми князьями и верховной властью католического Рима. И произошла Реформация. И она повлекла за собой большую тридцатилетнюю крестьянскую войну в Германии. Война шла между протестантскими княжествами, боровшимися за свободную церковь, не зависимую от католического Рима, - и католическими княжествами, сохранявшими верность Римскому папе. Война была такая жестокая, что те, которые были протестантами, приходили в деревни, разрушали католические церкви и безбожным образом ругались над их святынею, громили всякие церковные принадлежности. А если католики приходили к протестантам, те тоже разрушали молитвенные дома и уничтожали все протестанское. И та, и другая сторона, тридцать лет сражаясь между собой, привели страну к тому, что очень многие пашни и нивы в этой стране были запущены, их перестали вспахивать и засеивать. Они поросли бурьяном, заросли кустарником, так что жители едва-едва кормились; они только взаимно враждовали. И приходили те и другие в упадок и обнищание, пока у враждующих сторон не нашлось мужества прийти к мирному соглашению, и сказать, что католическими пусть будут те земли, владетельные князья которых исповедуют католичество, а протестанские князья пусть сохраняют свою веру в своих вотчинах; и какой веры князь - такой веры и его подданные. Так произвольно разделили Германию, и страна рассыпалась на мелкие княжества; и на этом закончилась война.

Таким образом зверю была нанесена смертельная рана. Но через некоторое время католическая церковь в Германии начала оправляться. Прошло примерно двести лет, и католичество в Германии, которое и в ходе Тридцатилетней войны сохраняло свое влияние примерно в половине провинций, в последующее время усилило свою власть, и уже протестанты стали подумывать: стоит ли обособляться и отделяться от католичества.

“И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю...” Поклонились ему, дракону, потому что явно власть была от него. “... и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?” Воистину, во всех народах Европы сложилось мнение: кто может противостать могуществу папы Римского? - Нет такой силы. Императоры, короли, князья земель - все, вступая во владения в своих землях, приходили в Ватикан, в резиденцию главы католической церкви, чтобы папа Римский с благословением возложил на голову коленопреклоненного монарха корону, этим символизируя, что, если папа не благословит его власть, монарх не может властвовать в своем наследственном царстве. Властелины сами искали благословения папы и называли себя слугами, наемниками, вассалами папы Римского.

“И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.” (Ст. 5)

Так вот, зверю были даны уста, говорящие гордо и богохульно, особенно после того, как эта рана зажила. Всего же ему дана была власть действовать сорок два месяца. Оказывается, этот зверь от времени его появления действовал сорок два месяца; это составляет тысячу двести шестьдесят дней, а по пророческому счету - тысячу двести шестьдесят лет. До какого времени длится этот период, и когда кончается тысяча двести шестьдесят лет?

Началом этого безраздельного господства Римской католической церкви в Европе было освобождение Рима, где была резиденция римского епископа, из блокады войсками короля Остготов, Тотилы, в 537 году. Победоносную войну против королевства Остготов вел Византийский полководец Белизар в 535 - 555 гг, посланный Византийским императором Юстинианом. После поражения королевства Остготов католическая церковь начала принудительное обращение в католичество германцев, которые до этого исповедали арианское учение христианства. С этого времени владычество папской церкви укреплялось и распространялось над многими народами Европы в течение долгого времени, до начала Французской буржуазной революции 1798 года, когда папа Римский Пий VI был взят в плен французами. Это время господства Римской католической церкви продолжалось ровно 1260 лет - 42 пророческих месяца!

Следует отметить, что со времени освобождения Рима от остготов в 538 году и до бурного распространения Реформации прошла точно тысяча лет; это тоже период большого пророческого значения, о чем сказано в Откр. 20.

При Реформации католичеству была нанесена смертельная рана, однако Римская церковь со временем оправилась от этой раны и смогла отчасти восстановить свое положение в Германии. А Французская революця положила конец владычеству Ватикана в Европе.

И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. (Ст. 6) Господствующая церковь, которая провозглашает своей целью исполнение воли Бога в обществе, среди людей, - в действительности выступает с извращением учения Христа, исповедуя Триединство, и заменив апостольское крещение во имя Господа Иисуса Христа на крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа, преследуют тех, которые пребывают в первоначальном исповедании апостолов. Это те, которые всегда оставались верными Слову Божьему, это - жители неба. О небе, как о историческом понятии, говорилось уже в Откр. 11, 12. Обитатели неба в этом понимании - это не какие-нибудь ангелы небесные. Здесь речь идет о том, кто сохранил Слово Божие и остается верным в тех маленьких группах, которые составляли истинную Церковь - жену, скрывавшуюся в пустыне тысячу двести шестьдесят лет. Эти братья названы находящимися на небе. Вот против кого враждовал этот зверь.

И дано было ему вести войну со святыми и победить их. В средние века католическая церковь подавила как еретиков все группы искренно верующих в Бога, знающих живого Бога и исповедующих по Библии, таких как вальденсы, катары. Они были казнены, преследуемы; она победила их. Католическая церковь заставила их всех замолчать. И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. Это - эпоха безраздельного господства этого зверя, которого мы видим, как указание на власть римскую, на власть католическую. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Ясно кто ему поклоняется: это те, которые не имели истинного исповедания Бога живого, те станут поклоняться католическому зверю. Кто имеет ухо, да слышит. Это обращение к нам. Если мы способны это слышать, да слышим. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен. Кто ведет в плен? Это сами служители этой отпадшей церкви и власти этого страшного зверя, которые пленят всех истинно верующих учеников Христовых. Они сами пойдут в плен, это им определяется как предзнаменование будущего: они не избегут правосудия Божьего. Кто мечом убвает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. Вот чем спасались и тогда...

А теперь дальше: И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. (Ст. 11) Вы уже научены и можете самостоятельно рассуждать. Второй зверь - это не первый; значит вторая администрация это не есть подобная первой администрации. Этот зверь - что-то новое; и выходит он не из моря, то есть, не из многих народов, которые входили в состав Римской империи, а из земли. А что такое земля? Это множество тех, которые только называются христианами, так называемые плотские христиане. Так вот из этого номинально христианского, а в сущности языческого мира происходит новый зверь, новая власть; и она отличается тем, что имеет два рога, подобные агнчим. Какой ягненок имеет роги? Видали ли вы ягненка с рогами? Это же иносказание. Под Агнцем подразумевается Христос, а два рога, по-пророчески, означают двух царей, два правителя, два властелина. Только об этих рогах пока не сказано, что они были украшены диадемами; значит, королевского достоинства они не имели. Но это были два рога, и роги эти подобны рогам агнца, то есть, власть этих вождей подобна власти Христа; они действуют как бы от имени Христа. Два властелина, но они говорят как дракон. Новый зверь говорил как дракон, опять-таки не голосом Христовым. Что это такое? Это - Реформация. Немного прежде мы говорили о первом звере; причем упоминалось, что этот зверь имел рану как бы от меча и остался жив. Так рану от меча первому зверю нанесла Реформация. А теперь речь идет о другой власти, которая противоборствует первой. Это есть та власть, у которой два рога: это Мартин Лютер и Кальвин - два вождя, два богослова, которые выступают от имени Христа, а пользуются властью дракона. В результате выступления Лютера в Германии произошла тридцатилетняя война; в результате правления Кальвина были явлены большие жестокости по отношению к анабаптистам (перекрещенцам). Например, всем известно, что Кальвин повелел как бы в последний раз продолжить дела католической инквизиции тем, что сжег на костре испанского врача Сервета, который был христианином и исповедовал единого Бога, а не Троицу. Таким образом эти два рога говорили голосом дракона. Так в этом пророчестве представлена Реформация. Мы привыкли слышать, что все евангельские, библейские общины говорят о Реформации: это просвещение мира, это свет, это заря, это благодать Божия, которая снизошла на измученый народ, сидящий во тьме католичества, на христианский люд; но здесь Реформация показала себя не так уж достойно.

И вот об этом звере сказано так: он действует перед ним (перед кем?) со всей властью первого зверя (Ст. 12); не перед первым зверем, а перед драконом. Значит, протестанство действует перед сатаною со всей властью первого зверя. Какую власть имел папа Римский, такую же пожелали иметь и вожди протетстантских церквей. И заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела. Но это уже совсем не понятно, как второй зверь, протестанство, будет заставлять поклоняться первому зверю, католичеству, когда Реформация восстала против католичества и отвергла священнослужение и само священство, отменила исповедь. Тем не менее, протестанство в последующие века укрепляет союз с католичеством и идет на сближение с ним. И сегодня, - как сказал Брангам, - протестанты уже не протестуют ни против кого. И мы тоже сами лично видели, как протестанский пастор вместе с католическим священником на совместном молебне окрапляли и освящали здание, когда была закончена реставрация старинного замка для нужд юношеской туристической базы. Это было общественное собрание и два священника стояли рядом, один покропил водою, а другой почитал в книге, - никакого разногласия.

Этот второй зверь заставлет поклониться первому зверю - католичеству - у которого смертельная рана исцелела. Как видите, здесь так сжато, словами одного стиха, сразу охватывается время от возникновения протестанства и до настоящего дня, - это более четырехсот лет описано в одной строчке.

Но суть остается одна: протестантский зверь учит и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. В наше время тоже есть всякие чудеса - протестанский мир творит много этих чудес.

И чудесами которые дано было ему творить перед зверем (перед католическим зверем), он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. Протестантский зверь призывает подчиниться не ему самому, нет; но создать образ первого зверя и подчиниться ему. Не самой католической власти подчиниться, но создать подобие этой власти, то есть ее двойника, подобную ей новую административную власть, и подчиниться ей. В наше время эта власть уже создана; эта власть - Экуменический совет, Всемирный совет Церквей, в который большей частью вошли протестантские Церкви, и они выступают за объединение всех христиан и за включение в Экуменический совет Церквей также и католической церкви. Административно совет Церквей имеет свой управляющий орган, который построен так же, как Ватиканская курия. Протестанты сделали копию, образ католического зверя - это и есть администрация Экуменического движения.

Но дело в том, что они объединились между собою по-человечески и по человеческому согласию договорились на съезде сделать центральную администрацию и установить всеобщие порядки. Но им чего-то еще не хватает... Им не хватает освящения этого порядка апостольским авторитетом; при любых успехах Экуменический совет церквей все же остается человеческим делом. А папа Римский говорит: я наследник престола Апостола Петра; и это право его никто не может оспаривать; он утверждает, что имеет власть от Апостолов. А эти вожди Экуменического совета не имеют такого повода сказать, что им Бог вручил эту власть; они ведь сами объединились добровольно. Это - явный недостаток в духовном деле.

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И дано было ему (второму зверю) вложить дух в образ зверя, - то есть в этот образ, в Экуменический совет церквей, чтобы он мог самостоятельно играть значительную духовную роль, и вложил он дух в эту власть, чтобы образ зверя и говорил и действовал. И он начал самостоятельно действовать духовно, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Кто не признает Всемирного совета Церквей, тот будет убит. Мы знаем, что пятидесятничество долгое время не входило в Экуменический совет и было преследуемо, но вот примерно лет сорок тому назад пятидесятники вошли в Экуменический совет, объединились с ними и получили свободу. Были административно притесняемы те из них, которые не входили в Совет церквей, а теперь они успокоились, стали поклоняться этому образу, стали признавать авторитет этого Экуменического совета церквей.

И он (этот образ зверя) сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. Что значит начертание? Это какой-то опознавательный знак. Здесь впереди написано, что будет положено начертание на правую руку их или на чело их, правая рука названа преимущественно. Что значит, иметь печать на правой руке, или, иметь печать на челе?

Мы знаем, что в другом месте Бог послал Своего ангела запечатлевать Своих рабов, и это запечатление ложилось на лоб; а здесь в первую очередь ложат печать на руку, но не обязательно на руку, можно и на лоб. В чем дело? Печать на лбу, это, в пророческом понимании, искреннее сознательное признание власти, то есть сознательно подчиниться этой идее, подчиниться этому вероучению, признать его своим, стать его искренним сторонником и борцом. Так зверь этот ложит начертание сначала на руку, на лоб не так важно; не всякий может согласиться служить искренне. Но можно создать им такие условия, чтобы из тех, кто противятся, кто не лояльны к власти Экуменического совета, никто не мог поступать и действовать по своей воле, но только по указанию высшей власти. Можно их действия, их правую руку, подчинить необходимости исполнять указания Экуменической власти. Так, если какой-нибудь служитель церкви внутренне не будет соглашаться, но он не будет иметь возможности поступать иначе; он должен делать то, что повелит Экуменический совет. Это - начертание на руку. А вот кто душой и телом преданный, тому уже и печать на лоб.

И никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Этот стих имеет отношение к нашему времени, но для его истолкования придумали массу предрассудков и всяких домыслов, не имеющих ничего общего со смыслом пророчества. Что значит, нельзя будет ни продавать ни покупать... Говорят, вот будет карточная система, и верующим нельзя будет получить карточки. Это невероятно. Ибо сказано: “Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого.” (Мф. 24, 37-39) Так что в отношении продуктов питания никаких преследований христиан не будет. Но слово ‘купить’ означает что-то другое. Христос сказал: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того ... из чрева потекут реки воды живой.” (Ин. 7, 37); а пророк Исаия об этом говорит: “Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.” (Ис. 55, 1). Здесь Сам Господь Иисус Христос продает. А что Он продает? - Слово Божие. Так вот, никому нельзя будет продавать или покупать Слово Божие, если не будет иметь этого начертания зверя, или имени зверя, или числа имени его. В наше время действительно так и есть.

В наше время католический престол, со своей стороны, прилагает все усилия, чтобы объединить все расколовшиеся группы протестантов. Ватикан объявил, что не зависимо от того, какого учения и вероисповедания придерживается любая из этих отколовшихся групп, даже если она не признает крещения младенцев, а только взрослых, - но если она крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа, - то это уже достоверный знак того, что это лишь на время отделившиеся дети церкви католической; мать-церковь без всяких преград принимает всех ранее отделившихся детей к себе. И вот оказывается, что все эти харизматы, все эти люди, которые радуются и славят духа, - то они беспрепятственно приходят в католическую веру, и их охотно принимают. И они продолжают дальше искать чудеса, знамения, изгоняют бесов. Они - свои для католиков. А которые не хотят признавать это исповедание и не знают, что значит креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, - вот тем уже нельзя будет ни продавать, ни покупать. Благодарение Господу, что мы хотя немногим душам еще можем сказать о наших убеждениях, но, вероятно, эта возможность будет продолжаться уже недолго.

Вот, кстати, наш свежий листок у нас на руках; он называется «Наша позиция». И в конце этого листка прочитаем последнюю фразу: «Свободное сравнение одного образа с другим в проповедях братьев, и перенос аллегорий от одного понятия к другому мы считаем допустимым; мы относим это к свободному поэтическому творчеству. - Это наше суждение о выслушанных проповедях братьев. Я ничего не говорю против этого. Единственно против чего мы категорически возражаем, это учение о Триединстве, которое исповедуют все официальные Церкви; - мы признаем это ересью. В учении Иисуса Христа такой догмы нет. Аминь.» Вот за это выступление не будет дано нам возможности ни продать, ни купить. Так поняли ли вы, о чем идет речь?

И теперь далее: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. И это тоже загадка для многих. Есть такая брошюрка миссионера Эвальда Франка, в которой приведена схема, что в латинском шрифте цифры обозначаются теми же знаками что и буквы, только далеко не все буквы имеют цифровое значение. У греков все буквы алфавита имеют цифровое значение, первые десять букв это единицы, а потом идут десятки, сотни и тысячи. Так что у греков любая буква имеет число. В римском же алфавите не все буквы имеют цифровые значения: I - это один, V - это пять, X - это десять, C - сто, D - пятьсот. Так вот, некоторые литературные источники утверждают, будто в официальном наименовании достоинства папы Римского встречается такая фраза на латинском языке: VICARIVS FILII DEI, что означает ‘Наместник Сына Божьего’. Если суммировать числовые значения всех букв этой фразы, то получим число шестьсот шестьдесят шесть. Так вот это одно из объяснений, но я не хочу сказать, что это откровение от Духа Божьего. Я не признаю такое объяснение достоверным. Да здесь сам Иоанн говорит: здесь мудрость, кто имеет ум, тот сочти число зверя, то есть, поупражняйся своим человеческим разумом. Должен сказать, что эта фраза не единственная. Люди уже нашли несколько других фраз, которые тоже подходят; но интересно, что все эти фразы люди изыскивали, имея в виду наименование власти римской Церкви. Так что верим мы этому или не верим, тем не менее, число это показывает какой-то символ власти зверя.

Характерно, что второй зверь создал этот самый образ, но не второго, а первого зверя. Второй зверь, Протестанская церковь создала администрацию, подобную римской администрации - Экуменический совет - и хочет подвести к подчинению этой администрации все христианские общины, но не хватает ей авторитета, освященности именем Бога. И только этот авторитет, как у папы Римского, может быть доказательством того, что они последователи Петра на апостольском престоле.

26.09.1998

Георгий Дорогуш