Бытие
Бог надолго скрыл Свое лицо от человека, предоставив ему в поте лица своего добывать хлеб свой, умножаться и заселять землю и передавать детям своим печальное воспоминание об утраченном блаженстве в раю Божием. Началось земное бытие людского рода. Ева родила сына и назвала его Каином. Он унаследовал от Адама образ и подобие Бога, но этот образ был уже искажен законом греха. Через грех Адама весь род людской потерял мир с Богом и стал подвластен смерти и диаволу. Но люди не унаследовали самого греха от Адама и Евы, потомки не унаследуют первородного греха предков, они не рождаются виновными перед Богом.
Каждый человек рождается чистым и невинным, как были сотворены Адам и Ева. Грех, сделанный ими, не стал врожденным грехом каждого младенца, приходящего в мир. Это - грех прародителей. Новорожденный не обвиняется во грехе, сделанном Адамом и Евой, но он имеет склонность и предрасположение совершать собственные греховные поступки. Дети рождаются подвластными сатане и, как печать этой власти, наследуют предрасположение ко злу, закон греха в душе, который управляет желаниями плоти. В раннем младенчестве человек не имеет на себе греха, и вина за Адамов грех не лежит на нем, но он подвержен закону греха из-за грехопадения Адама.
Его душе свойственно расположение, влечение ко греху. Во время раннего младенчества человек живет без закона, и поэтому он не осознает греховности своих влечений. Но когда в его разум впервые приходит заповедь в виде запрета ради имени Бога, тогда оживает грех. Тут же появляется и стремление ко греху, и страх наказания - началась внутренняя борьба. Первое проявление своей воли и первая непокорность подрастающего человека ввергает его в собственный грех. Когда грех сделан, возникает чувство вины перед Богом. Грех ожил, а человек умер. Закон греха влечет человеческую душу ко злу, и первый сделанный грех обрекает его на смерть. Об этом говорит апостол Павел: “Я жил некогда без греха, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер. И таким образом заповедь данная для жизни послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.” Не только Адам и Ева, но каждый лично переживает эту смерть от греха. Каин первый из людей добровольно подчинил свою волю диаволу для служения ему, и по зависти убил своего брата Авеля из-за того, что Бог благоволил к нему во всех делах. Бог проклял Каина на изгнание, и он со своею женою удалился из той земли, которую заселяли прочие потомки Адама.
После убийства Авеля Ева родила Сифа, о котором сказала, что Бог положил ей другое семя вместо убитого сына. О Сифе сказано, что Адам родил его по своему образу и подобию. Как мы уже прежде отметили, образ и подобие Божие, присущее Адаму, заключалось в том, что Адам был сотворен духовным существом, имеющим следующие свойства: способность мыслить о духовном, личное самосознание как духовного существа, уверенность в вечном существовании, способность духовные цели предпочитать душевным, свободную волю при выборе духовной цели жизни. Каин и Авель - оба были духовными, оба они приносили жертвы Богу, а с Каином говорил Бог и после совершенного им убийства. Следует ли из этого, что все дети Адама и Евы носили образ и подобие Божие? Если бы это было так, то не было бы нужды упоминать о Сифе, что он рожден по образу и подобию Адама.
Кроме Адамовых детей, упомянутых по именам, он родил еще сынов и дочерей. Сколько их было, когда они родились, как назывались и носили ли они образ и подобие Божие, - Священное Писание не упоминает. И Каин взял себе жену, вероятно, из числа их. Это безымянное множество сынов и дочерей Адама были призваны исполнить только Божию заповедь, данную всем людям по плоти: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28). Все они сыны и дочери человеческие; а род Сифов, упомянутый по именам, это сыны обетования, носящие образ Божий и подобие, через которых должно сохраниться семя до времени явления Избавителя людей от власти сатаны. Они именуются сынами Божьими. Смерть и диавол господствовали как над помнящими Бога, так и над забывшими Его, заточая в преисподней, в царстве смерти и тьмы, каждый человеческий дух по окончании его земной жизни. Дух никакого человека не восходил на небо, кроме духа Еноха, седьмого от Адама, который живым был взят от земли. Но сыны Божьи хранили память о рае, живым напоминанием о котором была заповедь о субботнем покое, и о будущем избавлении от смерти, которую они передавали из уст в уста. Шли годы, умножались люди и наполняли землю. Каждый поступал, как считал правильным. Люди были предоставлены сами себе и в своих поступках руководствовались внутренним влечением духа. Ведь они уже были способны различать добро и зло. Влечение к добру было свойственно человеческому духу от сотворения, а после грехопадения они стали подвластны и закону греха. Бог не дал им новой заповеди, но предоставил людям в жизни самостоятельно руководствоваться духовными побуждениями. И очень многие из них увлеклись соблазном греховной жизни. Сыны и дочери человеческие, которым были чужды духовные цели и побуждения, жили в заботах о земных нуждах, и на них в тем большей степени воздействовал закон греха, так что их душевные желания были исполнены зла.
Духовные потомки Каина знали волю Бога, но сознательно отвергли ее и остались Божьими противниками. Ламех повторил грех Каина, совершив убийство.
Сыны обетования, сыны Божьи помнили блаженства рая, и под воздействием внутреннего стремления к добру старались творить правду в своей жизни и в молитвах призывали имя Бога, но и они все больше и больше подвергались влиянию окружающего мира сынов человеческих. Весь мир был наполнен злом. Мера развращения людей достигла своего предела, когда сыны Божьи пренебрегли своим преимуществом понимать и знать Божьи планы, а также и своим духовным призванием сохранить чистоту семени, от которого должен восстать Избавитель. Они увлеклись плотской красотой дочерей человеческих и стали брать их себе в жены, вместо того, чтобы жениться на дочерях духовных потомков Сифа. Таким поведением они оскорбили Бога. Этими поступками они показали, что ставят ни во что свое духовное превосходство перед человеческими дочерями и сыновьями. Сыны обетования, забыв о своем духовном призвании, стали довольствоваться только душевной, плотской жизнью. Поэтому Бог с сожалением сказал, что они тоже плоть, и время существования развращенного мира ограничил ста двадцатью годами.
Хотя допотопный мир был развращен до крайности, однако сатана не мог торжествовать победу. Люди в этом мире не могли отдаться сознательному служению диаволу, потому что у них не было никакого служения: ни Богу, ни диаволу. Они были предоставлены сами себе и руководствовались своим естественным расположением к добру или склонностью ко злу; поэтому и согрешавшие люди не были еще духами, сознательно ставшими слугами сатаны. Кроме того, в мире еще жила и чтила Бога праведная семья Ноя.
Древний мир Господь истребил потопом, но сохранил семью Ноя. Из всего множества людей, наделенных образом и подобием Бога, на земле осталась одна человеческая семья. Для чего же жили многие поколения людей допотопного мира? Они жили и были истреблены в пример для имеющих жить после них, как свидетельство Божией справедливости и грозного Божьего суда, карающего всякое зло.
Древние люди, начиная от Адама, не имели страха Божьего, не имели никакого свидетельства грозной Божьей силы, не имели наглядного представления о Божьей милости и возмездии за зло. Они не могли верить предупреждениям о возмездии, потому что не имели примера Божьей кары. Поэтому то Бог в пример будущим векам и поколениям истребил нечестивых, которые не слушались голоса праведного Ноя, предсказывавшего истребление, если они не оставят зло. С древним миром Бог поступил справедливо. Они погибли по своей вине.
Потомки Ноя некоторое время после потопа сохраняли живую память о грозном возмездии нечестивым, которые погибли в водах потопа. Когда они осознали, к каким роковым последствиям привело первое согрешение прародителей, некоторым из них могла приходить мысль горького упрека Адаму и Еве, которые своим непослушанием навлекли такое осуждение на человеческий род. Им думалось, что если бы они были на месте Адама и Евы, то не нарушили так неосмотрительно волю Бога. В этой мысли заключалась уверенность в том, что если бы будущая участь людей зависела от их поступков, то они бы не согрешили, как прародители.
Тогда Бог при Моисее дал закон Ветхого Завета, чтобы каждый соблюдением его попытался достигнуть спасения. В этом законе было сказано, что всякий исполняющий постоянно все, что написано в книге закона, жив будет им. И другое: кто не исполняет всего написанного, будет проклят. В этом законе заключалось и обещание, что будет справедливый суд Божий, который воздаст вечную жизнь или проклятие. В Ветхом Завете содержится и упование на избавление человека от власти диавола. А до пришествия суда все люди были подвержены одной печальной участи: дух праведника, как и грешника, по окончании жизни сходил в преисподнюю, во власть сатаны. Но среди всех людей, пытавшихся исполнить заповеди закона, ни один не достиг совершенства и не вошел в вечную жизнь по своим делам. Благодаря упражнению в исполнении закона люди убедились, что они немощны, и духовная их природа испорчена в такой мере, что никто не может избежать злых дел, не может быть свободен от греха.
Праведниками тогда назывались те, которые своими делами пытались достигнуть оправдания и вечной жизни, ибо они верили в обетование закона, а нечестивые пренебрегли заповедями Бога, потому что не поверили в обещанное блаженство. Как те люди, которые старались ходить в вере, так и те, которые отчаялись и никому не верили, заканчивали свою жизнь без прощения грехов и попадали в преисподнюю, во власть сатаны. Духи всех умерших находились в преисподней. Во времена Ветхого Завета никто не восходил на небо, за исключением очень немногих, таких как Енох, Илья. Через таких людей Бог укрепил в людях веру в реальную возможность бессмертия человка.
Дух Божьего пророка Самуила тоже был низведен в преисподнюю, как и других людей. Когда волшебница Аэндорская по просьбе Саула вызвала из преисподней дух Самуила, она сказала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. Если бы Самуил не был во власти сатаны, то волшебница не могла бы вызвать его.
Итак, Ветхий Завет, открывший человеку возможность спасения путем соблюдения заповедей, оказался бесполезным, потому что никто из людей не смог исполнить требования закона, чтобы достигнуть оправдания своими делами. Ветхий Завет был необходим, чтобы человек оставил свою самонадеянность, осознал себя бессильным, испорченным существом, почувствовал всю глубину поражения грехом и понял, что только Божия милость может дать ему спасение и жизнь.
Лишь теперь человеку стали понятны и дороги слова о справедливом суде и будущем возмездии. Теперь пророки устремили свой взор в будущее, чтобы в дали времен узреть образ грядущего Избавителя, Который освободит их от власти диавола, сковавшего и дух, и волю людей. Тогда заговорили о Мессии, желая знать, кто Он, как и когда придет. Пророки предсказали многие признаки Его пришествия и черты Его служения; но без духовного озарения свыше человеческий разум все воспринимал в земных формах и ожидал земного избавления рукою сильного человека, царя.
Когда же пришел Господь Иисус Христос и настало время исполнения всех пророчеств, то и тогда, и после, люди в недоумении спрашивали: кто же Он? И нам, современным христианам, тоже предстоит дать ответ на этот вопрос: Кто Он, Господь Иисус Христос, Спаситель? Если будем заниматься этим вопросом, то встретимся с неизъяснимым. Ведь сказано: род Его кто изъяснит? Не случайно Он был назван камнем преткновения, ибо сказано: никто не будет знать, откуда Христос придет. Не претыкались ли на сыне Марии и Иосифа, говоря, что они знают Его и родных Его? Господь показал, что они не знают о Нем ничего. И мы, христиане, не можем иметь о Нем полного знания, пока Он сам не откроет Себя нам. Ныне же довольствуемся теми познаниями, которые нашему ограниченному уму представляет Священное Писание.
Христос говорит: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь.” Он осознает Себя Духом прежде явления Своего во плоти. Нам известно понятие об Иисусе Христе как о втором Лице в официальном учении о Троице. Известно также представление о Сыне Божьем, как о плоти, которую Бог родил для Себя, чтобы явиться в ней людям. Здесь образ Сына Божьего сведен только к плоти, лишенной самостоятельного сознания и воли, и служащей только лишь оболочкой для невидимого Бога.
При желании составить представление об Иисусе Христе, мы неизбежно встретимся с понятием о Едином Боге. Некоторые люди видят противоречия между этим понятием и представлением об Иисусе Христе, Сыне Божием, как самостоятельной Личности. Если Бог един, то как Он может быть представлен Богом Отцом как личностью и Господом Иисусом Христом? В основе этого мнимого противоречия лежит понимание слова ‘единый’ как один по внешности, видимо, как одна фигура, одно лицо. Но в Священном Писании это слово часто употребляется таким образом, что, приписывая ему буквальное значение, придем к абсурду. Сказано относительно Аполлоса и Павла, что насаждающий и поливающий суть одно. При буквальном понимании слова ‘одно’ как одна личность, трудно вообразить, как Аполлос и Павел являются одним лицом, одним человеком. Они разные люди, но едины по духу служения. Другой пример. Сказано, что человек оставит своего отца, свою мать и прилепится к жене своей и будут двое одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Разве можно эти слова понимать по внешности, что они видимо составляют одну плоть, носят одну одежду, употребляют пищу в один рот? Это абсурд. Мы видим две плоти, но по сущности и устовиям жизни муж и жена - одна плоть, одно земное существо. Если мы возьмем отдельно каждого из них, то это существо - несовершенное. У каждого из них отдельно удовлетворены не все естественные жизненные потребности. Когда же они вместе, то могут продолжать независимое самостоятельное бытие на земле. Каждый из них отдельно не может служить продолжению рода; только двое вместе дают жизнь новому поколению. В сущности они составляют одно живое существо. Если сама жизнь, вопреки свидетельству наших плотских очей, учит нас в муже и жене видеть одно живое существо, то насколько легче увидеть в личности Отца Небесного и в личности Сына Божьего одно Божество, Единого Бога. Итак, слово ‘единый’ не всегда можно понимать как один, тот же самый, одно лицо. Часто это слово означает единство по духу, по сущности, по служению. Такое значение слова ‘единый’ нужно иметь в виду при рассуждениях об Отце Небесном и Сыне Божием. Здесь одно Божество, одна воля, но по внешности мы различаем личность Отца, говорящего с неба, и личность Сына Божьего, исполняющего Его волю. В таком смысле единство Бога становится доступным нашим человеческим понятиям.
Итак, мы исповедуем Единого Бога. Можно сказать еще больше. Мы, люди, не постигаем Безначального Бога. Он недоступен нам в силу ограниченности человеческой земной природы. Единственное, что нам доступно, - это образ Иисуса Христа, истинного Бога и совершенного человека. Поэтому наши молитвы к Иисусу Христу и просьбы, приносимые к Нему, одновременно направлены и к Отцу Небесному. Для нас все - Христос. Он есть Посредник между человеком и Отцом Небесным. Поэтому, обращаясь к Богу, мы фактически имеем общение со Христом; просим ли мы что-либо у Отца - Христос принимает прошение, обращаемся ли мы к Нему Самому - Он слышит нас. Он един с Отцом, потому что Его Дух и Дух Отца - это одно Божество. Христос исполняет волю Своего Отца, поэтому они Едины, имеют одно дело, одно созидание, одну волю. Мы видим Иисуса Христа по Божеству Единосущным Богу в Отце, и Отца в Нем. И одновременно с единством по Божеству мы видим различие в образах и действиях. Поэтому Сына Божьего мы понимаем как самостоятельную духовную Личность наряду с Отцом. Божество же одно, Которое имеет единую волю. Когда же Иисус Христос совершит победу над злом, тогда Он Сам покорится Отцу, и будет с Ним, как и вначале, одна Личность: Бог все во всем. Аминь.
|