Написать письмо
Смысл бытия
(Скачать)
Предисловие
Понятие о Боге
Дух
Свойство духа
Качества Бога
Бог единый
Бог и Слово Божие
Творение неба
Падение духов
Сотворение мира и человека
Искушение и грехопадение человека
Бытие

Два зверя и образ
(Скачать)

Семь печатей
(Скачать)

Семь труб
(Скачать)
Предисловие
Первая труба
Вторая труба
Третья труба
Четвертая труба
Пятая труба
Первое воскресение и Израиль
За день - год
Шестая труба
Седьмая труба

Семь церквей
(Скачать)
Предисловие
Ефесская
Смирнская
Пергамская
Фиатирская
Сардийская
Филадельфийская
Лаодикийская

Первая труба

Тут мне придется говорить о том, что вам, возможно, незнакомо. Не смущайтесь, если будет что-либо непонятно; хотя бы то знайте, что есть такое толкование; такое понимание существует. Если бы вы не читали Откровение брата Брангама или Откровение брата Эвальда Франка, вы бы не знали, что существуют такие толкования, и не услышали бы, как мыслят эти проповедники. Я тоже хочу сказать: понимание о том, что день Пятидесятницы это и есть тот огонь с жертвенника на небе, - дано мне уразуметь как откровение. Старшие братья, какие бы они ни были, мне этого не писали и не говорили. Я по совести говорю то, что мне было открыто. Так и принимайте, что это одно из откровений.

Так вот, первая труба. “И сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.” (8, 7). Произошли град и огонь. Бедствия от Бога. Но здесь они смешаны с кровью. Здесь это - особенность. О граде и огне говорят и другие места, можно проследить по параллельным местам. Здесь они смешаны с кровью. Что это значит? Мы знаем, что кровь начали проливать еще в первой христианской церкви. Так пролилась кровь Стефана, побитого камнями. Об этом ли говорится здесь? Здесь говорится о бедствии, которое приходит на Церковь, где говорится о гневе Господнем, о бедствии от Господа: град и огонь смешанные с кровью. Огонь святой, который сошел в день Пятидесятницы, почил на каждом из присутствовавших. Это было благословение Божье, это был огонь освящения Духом. Но здесь он смешан с кровью...

Я хочу провести такую мысль; вы простите, если это будет казаться вам неуместным, но что значит смешивать кровь? Кроме часто употребляемого слова о пролитии крови то ли врагов, или невинной крови, в Священном Писании это слово употребляется и в другом значении. Прочитаем Ин. 1, 12-13: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.” Такое же значение имеет слово ‘кровь’ в Деян. 17, 26.

В рассматриваемом месте Откровения говорится о смешении крови. В Писании есть много описаний о смешивании крови с землею во время военных сражений. Но есть еще и другое смешение, когда одна женщина в одно и то же время сожительствует с двумя мужчинами.

В Первом Послании к Коринфянам, гл. 5, 1 упоминается такой грех. В Коринфянской церкви произошел очень тяжелый грех, который угнетал всю церковь. В общине появилось блудодеяние, да еще и такое блудодеяние, которое редко встречается у язычников. Именно, близкие родственные связи были осквернены смешением крови. Если сын вступил в сожительство с женой своего отца, - это тяжкое преступление. Кровосмешение - это означает плотскую связь между близкими родственниками, что является преступлением по гражданским законам и по законам Священного Писания.

Об этом мы говорим для того, чтобы понять то первое искушение, первое горе, которое постигло раннюю Христову церковь. Еще при апостолах церковь собиралась в притворе Соломоновом Иерусалимского храма, и ученики Христовы спокойно слушали наставления апостолов, имели вдохновение, исполнялись Духом Господним, молились и радовались. Многие уверовавшие приносили все имение и жертвовали сразу все, что имели. Тогда в Иерусалимской церкви сложилось общее житие всех учеников, коммуна, где ничего не было своего, все было общее, и все жили в общей радости.

Но через некоторое время эта радость была омрачена жалобами, потому что те, которые были иудеями и уверовали во Христа, стали учениками Христовыми, но не жили в Иерусалиме, а приехали из других городов и провинций, из иудейских поселений в рассеянии, - эти приезжавшие жаловались, что их вдовы не пользовались в равной мере попечением и материальным обеспечением, как и местные жители, вдовы иерусалимские. И среди учеников Христовых возник ропот: почему в церкви делают различие, о местных иерусалимских вдовах заботятся лучше, а о приезжих иногда забывают или дают меньше. Жалобы дошли до апостолов. Конечно, это несправедливо, и апостолы по данной им мудрости рассудили о том, что в этом деле надо навести порядок. Они, руководствуясь Духом Святым, предложили, чтобы в церкви были избраны специальные материальные служители, которые в равной мере обращали бы внимание на всех членов церкви, и в равной мере пеклись о нуждах каждого. И решено было избрать диаконов, мужей, исполненных Духа Святого и мудрости, деятельных и способных вести хозяйство. И были избраны семь человек. В книге Деяний апостолов все они перечисляются по именам. Среди них был диакон Стефан, исполненный Духа, который проявил свое служение не только в делах материальных, но и в очень острых диспутах и состязаниях с врагами учения Христова, за что и поплатился жизнью. Говорят: Стефан Первомученик. Но были и другие диаконы. В том списке последним назван Николай Антиохиец, призванный из язычников. Значит, хотя он был и не иудей, но из язычников, но тоже нашли его исполненным Духа Святого и призвали к этому служению. Будто бы вопрос материального служения решен.

Теперь в руках у диаконов были все приношения, которые поступали в церковь. Всякие обращающиеся ко Христу приносили в Церковь свои вклады, и жизнь на некоторое время наладилась. Но вот среди этих диаконов возникла такая мысль. Они имеют в руках большую власть. Люди продавали все, что имели, и все деньги приносили и вверяли целиком диаконам. Это делалось потому, что люди верили, что еще не закончится их жизнь, как уже придет Господь во славе. Так что большего, чем они уже собрали, им вряд ли потребуется. Они считали, что больше не нужно заботиться о приобретении, о работе на полях, в торговле или ремеслах. Им хватит прожить во славу Господа, ожидая Пришествие Христа.

Диаконы увидели, что в их руках собрались большие богатства; и власть, которую они получили, в какой-то мере большая, чем духовная власть апостолов. Апостолы преподавали учение, люди имели трепет и страх перед Богом, но ежедневную пищу для пропитания они получали из рук диакона. И только конкретное служение диакона делало возможным их материальное существование. Без проповеди апостола можно существовать неделю и другую, это вопрос совести, а без заботы диакона прожить невозможно.

Диаконы почувствовали свое преимущественное положение, и некоторые из них стали обольщаться этим. Они стали подавать голос несогласия с теми истинами, которые проповедуют апостолы, они стали возражать им. Что, например, главнее: проповедь апостольская или служение диаконское? Что важнее: от всего сердца отвлечься от своей собственности и все до последней монетки отдать в церковь и этим засвидетельствовать свою отстраненность от житейских забот и веру в Господа, или вникать в учение и знать все то, что в Ветхом Завете говорили пророки об Иисусе Христе, но при этом заниматься ремеслом и торговлей? И говоря о святости и о чистоте, диаконы показывали, что верующим не нужно заботиться ни о чем. Не нужно никаких, даже самых малых материальных забот и попечения. Надо оставить все, быть совершенно свободными, как ангелы. И в общине оставили все. Единственное, что было не оставлено: жили еще в браке, в супружеских связях мужья и жены у себя дома. Так вот, диакону Николаю Антиохийцу его противники приписывают проповедь такого предложения. “Давайте для большей святости перестанем различать в жизни по плоти, что принадлежит мне, и что мне не принадлежит. Давайте сделаем так, что будем жить действительно одной семьей и будем общаться друг с другом, не разбирая, кто чья жена; давайте будем жить, имея общих жен.” Это предложение, якобы, внес и высказал вслух диакон Николай Антиохиец. И говорят, что это предложение было принято некоторыми диаконами и членами Иерусалимской церкви. О лжеучении николаитов сохранилось упоминание в сочинениях Иринея, епископа Лионского (130 - 202). В его сочинении «Обличения и опровержения лжеименного знания», в первой из пяти книг, в главе ХXVI есть такое высказывание: “Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в Апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в ядении идоложертвенного. Поэтому сказано об них: «В тебе хорошо то, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу». (Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Изданы в русском переводе протоиерееем П.Преображенским. С.-Петербург 1900.)

Почему же это учение Николая Антиохийца принято членами Иерусалимской общины? Потому что некоторые люди почувствовали: если не поддержать диакона, то можно навлечь на себя его немилость. Вероятно, уже были случаи, что некоторые попадали в немилость. И в церкви получилось, что, когда диакон возражает против какого-нибудь учения апостолов, то люди поневоле быстрее соглашаются с учением диакона, а учением апостола пренебрегают, не принимают его всерьез. И тогда был поднят вопрос о том, как прекратить это зло.

Апостолы пошли на очень трудное решение. Ведь они молились, и призывали Бога, и говорили, что Духу Господню угодно было избрать диаконов. Их избрали с благословением и возложением рук, и вверили им все служение. Теперь апостолы должны найти в себе мужество, чтобы, спасая церковь от такого развращения, отменить прежнее решение и лишить власти диаконов, оставить им только заботу о нуждающихся, а совместную жизнь членов церкви прекратить. И все-таки апостолы пошли на это переустройство. Они сделали такое распоряжение: члены церкви пусть больше не приносят все свои сбережения на хранение в церковь, но пусть хранят у себя по домам и свое пропитание пусть обеспечивают сами. Только свои свободные пожертвования для нужд церкви пусть приносят в первый день недели в церковь, чтобы там собрался достаточный запас для содержания апостолов и для оказания помощи вдовицам, одиноким, лишенным присмотра, больным. А все остальные пусть помнят, что они должны жить самостоятельно. И никакого развращения семейных уз в церкви допускаться не должно.

Когда так выступили апостолы, некоторые диаконы яростно возразили. Особенно последователи Николая Антиохийца. Они уже имели своих сторонников среди членов церкви. Часть из них со свободной совестью были сторонниками такого порядка, а другие - по необходимости, потому что материальное существование было в руках у диакона. И получилось разделение церкви. Почитайте Послание от Иуды. Так мы видим, что возникла большая опасность для церкви. Вот на эту опасность, на смешение крови с огнем Духа Святого указывает первая труба. Град и огонь, смешанный с кровью, пали на землю. Земля это народ, который называется именем Божьим. Не просто люди, но простые верующие в церкви. Служители, призванные быть верными последователями Бога, - это небо. А те, которые просто обыденно живут нормальным образом, но называются христианами, - это земля. Так вот на этих людей, которые просто называются учениками Христа, пало это искушение. И многие из них оказались пожженными этим огнем. Многие сестры и братья пошли вослед этого развращения, и стали уже неспособными хранить какую-либо святость. Есть еще и другие особенности; допустим, последователи Николая, николаиты, выступали принципиально только за то, что все должно быть только общее у народа Божьего. Не может быть иначе; только тогда христиане есть христиане, если они будут иметь общую бедность, не будут владеть ничем лично, но пользоваться всем сообща.

Таким образом николаиты заявили свои претензии, отделились от апостольской церкви и ушли. Первоначально они ушли в поселение Пергам, и там долгое время оставалась обособленная община николаитов.

Вы узнали о том, что означает первая труба. Это была большая опасность. Церковь с большим уроном и большим переживанием прошла через это горе.

Георгий Дорогуш