Смирнская церковь
Затем Господь излагает обращение к ангелу иной церкви - церкви Смирнской. “И ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: ” Здесь речь идет о смерти; Христос говорит: вот Я тоже умирал, был убит, но Я воскрес к жизни. Возьмите это себе в пример. “Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - впрочем ты богат, - и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.” О чем же идет речь? Господь говорит, знаю твои дела, и скорбь... Скорбь прежде всего, скорбь и нищета - участь этой церкви. Впрочем, ты богат: чем богат? - упованием на Господа, безграничным доверием Ему. “И злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи." Кто мог называть себя так? В то время последователи Ветхого Завета называли себя иудеями. Но через апостола Павла сказано, что духовно иудей не тот, кто таков по наружности; и обрезание не то, которое на плоти; а тот, который действительно от Авраама, который имеет веру в живого Бога, - вот это и есть настоящие иудеи. Те же, которые враждовали против Христа, уже не имеют права называться иудеями, потому что они не приняли Его; они - враги Христовы, следовательно, они слуги сатаны, сборище сатанинское. Вот так оценил Господь тех гонителей, которые называя себя иудеями, гнали молодую церковь Христа.
К самой же Смирнской церкви Господь сказал: “Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни.” Итак, по воле диавола, по воле врага Христова христиане, за то, что они - ученики Иисуса Христа, будут подвергаться гонениям, и из них будут даже сажать в темницы. И сверх того, сказано: “будете иметь скорбь дней десять”. Это уже какая-то особая скорбь. Десять дней... Ну что, большая ли это скорбь - десять дней? Во многих пророчествах Ветхого Завета говорится о днях, когда в действительности они означают годы; день - за год. Так вот здесь говорится о десяти годах скорби. А десять лет скорби - это уже немало.
В то время, когда в Римской империи властвовал император Диоклетиан, он в 303 году издал указ о том, чтобы преследовать всякого, кто исповедует христианство. У них отбирали имущество, а самих изгоняли из мест жительства без права на какую-либо защиту. Их объявляли вне закона. Когда такой указ был издан, любители наживы стали грабить дома христиан, поджигать их, выгонять живших в них, преследовать и убивать их. Эти массовые гонения распространились не только на служителей церкви, как это бывало и прежде, но и на просто верующих. Десять лет, с 303 по 313 год длилось страшное преследование, так что это пророчество о десяти днях исполнилось с буквальной точностью.
В 313 году Римский император, впервые после многих лет гонений, издал Миланский эдикт о веротерпимости по отношению к христианам и уравнял права христианской церкви с языческими религиями в Римскрй империи.
Регулярные гонения на церковь начались примерно со 150 года, а окончились они с изданием Миланского эдикта в 313 году. В этом году император Римской империи Константин Великий решил изменить политику государства по отношению к христианской церкви и издал распоряжение о том, что христианство имеет такие же права, как и все другие языческие вероисповедания в Римской империи. С этого времени прекратились гонения на христианство.
Смирнская церковь, которая сменила прежде бывшую Ефесскую с ее относительно большими свободами в распространении учения Христа и евангелизации, была призвана в трудных условиях бедствий и гонений подтвердить свою верность и преданность Иисусу Христу вплоть до готовности отдать свою жизнь, но не отречься от Господа. Христос призывает эту церковь на подвиг такими словами: “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.” Он не сказал этой церкви, что Он укроет, оградит ее от смерти, но сурово сказал, что ученикам придется умирать. Если Он, Господь, добровольно умер на кресте, то и Его ученикам должно умирать. Будь верен, не отступись от Господа, не испугайся, прими смерть, и дам тебе венец жизни, дам тебе спасение. Венец жизни - это слава жизни.
“Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.” Эти слова встречаются также в Откр. 20, 4-6: “И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет." Это говорится о тех же победивших христианах Смирнской церкви; это они не потерпят вреда от второй смерти, к ним сказал эти слова Христос. Так вот те, которые оказались стойкими среди гонений, в последующее время были прославляемы церковью. Это они и царствовали в церкви с Господом Христом. Этим размышлением я показываю, что слова в Откр. 20, 4-6 относятся к духовным героям веры во время гонений Смирнской церкви.
|