Написать письмо
Смысл бытия
(Скачать)
Предисловие
Понятие о Боге
Дух
Свойство духа
Качества Бога
Бог единый
Бог и Слово Божие
Творение неба
Падение духов
Сотворение мира и человека
Искушение и грехопадение человека
Бытие

Два зверя и образ
(Скачать)

Семь печатей
(Скачать)

Семь труб
(Скачать)
Предисловие
Первая труба
Вторая труба
Третья труба
Четвертая труба
Пятая труба
Первое воскресение и Израиль
За день - год
Шестая труба
Седьмая труба

Семь церквей
(Скачать)
Предисловие
Ефесская
Смирнская
Пергамская
Фиатирская
Сардийская
Филадельфийская
Лаодикийская

Свойства духа

Священное Писание дает нам начальное познание о Боге. Прежде всего узнаем, что “Бог есть Дух” (Ин. 4, 24). Следовательно, чтобы понять качества Бога, нужно знать свойства духа, и в первую очередь рассудить о значении слова ‘дух’.

Библия словом ‘дух’ называет не только Бога, но повествует о множестве различных духов. Бог есть Дух, но и бесы тоже духи, ангелы - духи. Все они не бессознательная стихийная сила. Они - живые, и все они имеют самостоятельное бытие, непосредственно не связанное с бытием Бога. Следовательно, духи - существа.

В Евангелии записаны слова: “... дух плоти и костей не имеет” (Лк. 24, 39), которые показывают, что духи - существа бесплотные, не имеющие вещественного тела. Поэтому невозможно сказать, в каком месте пространства находится дух (11). Действие духа может проявляться в различных местах, хотя присутствие духа в каком-либо месте не ощущается нами, разве только Богу будет угодно явить нам присутствие духа посредством видения, как это было при явлении архангела Гавриила Захарии и Марии, а также в видениях Даниила и Иоанна Богослова. Поясним эти мысли примером. Предположим, несколько христиан находятся в различных местах, и к ним одновременно приходит сообщение, что их общий знакомый обратился к вере в Бога. Каждый из них переживает радость и воодушевление и благодарит Бога за это. Дух ангельской радости о кающемся грешнике привел их в это настроение. Но где находится сам дух, вызвавший такое действие: с кем-нибудь из радующихся или с тем, кто стал причиной радости? На этот вопрос ответить невозможно, ибо для духа нельзя указать место пребывания в пространстве. Итак, духи - существа бесплотные; их нахождение в материальном мире не может быть определено.

Всякий дух сознает себя, говорит о себе “я”. Ангел говорит так: “Я Гавриил, предстоящий перед Богом, и послан говорить с тобою...” (Лк. 1, 19). Этот дух говорит о себе, сознавая свое призвание и служение. Можно сказать, что всякий дух - существо личное, сознающее себя и свое бытие.

В приведенном примере ангел назвал себя по имени. Во многих местах Писания духи называются разными именами: Дух истины, Дух Утешитель, дух заблуждения, дух тьмы, дух лжи, дух немой и глухой. Значение этих имен указывает на определенную цель деятельности духа, какое-то свойственное духу стремление, проявление его личной воли. Дух истины стремится повсюду утверждать истину. Дух Утешитель старается утешить печальные сердца; Дух Христов ведет нас к избавлению от власти греха, дает надежду на спасение и вечную жизнь. Дух тьмы всегда и повсюду - враг Божьего света; дух лжи распространяет всякую ложь. Так каждый дух исполняет свою определенную волю.

Выше уже было показано, что духи плоти и костей не имеют. Но имеют ли они какое-либо иное тело? Апостол Павел говорит, что кроме плотского тленного тела бывают и тела нетленные, духовные (12). Видим, что слово ‘тело’ содержит в себе более широкое понятие чем слово ‘плоть’. Кроме плотского тела, видимого, хорошо известного нам, которым мы успешно владеем в земной жизни, бывают тела духовные, о которых мы знаем очень мало. Какое же содержание вкладывает апостол в слово ‘тело’? Давайте задумаемся, какую роль в нашей жизни играет плотское тело, для чего оно предназначено? Все дела в жизни мы делаем посредством нашей плоти; через нее мы исполняем все наши желания. И если какая-либо часть нашей плоти не действует, или даже утрачена нами, мы чувствуем сильное ограничение возможностей исполнить наши желания. Следовательно, плотское тело служит инструментом, орудием исполнения нашей воли. Из жизненного опыта мы знаем, что человек, обладающий хорошо развитым, здоровым телом, имеет больше возможностей исполнить свои различные желания, чем человек болезненный и слабый. Выходит, что возможность исполнения стремлений нашей воли зависит от совершенства нашего плотского тела.

Священное Писание показывает, что и духи обладают возможностями исполнения своего призвания и служения. Следовательно, они тоже должны обладать каким-то орудием, предназначенным для исполнения этого служения; у них тоже должно быть то, что апостол назвал телом. Но это - тело в более широком значении этого слова. Это уже совершенно иное, не плотское, но духовное тело.

Итак, телом можно назвать тот инструмент, орудие, которым располагает дух для исполнения своей воли. Отметим, что тело не составляет неотъемлемую часть самого естества духа, но это средство, данное ему для реального выражения его воли. Точно так же и плотское тело человека не составляет сущности самого человека, но служит для него вещественной оболочкой и инструментом исполнения его воли.

От совершенства тела и интенсивности его действий, от творческой энергии зависит полнота возможностей духа, владеющего этим телом, осуществить свою волю. Вообще же духи обладают духовными телами различного совершенства и, благодаря этому, проявляют различную силу и власть в достижении своих целей и в противоборстве с другими духами.

Духи обладают еще одним свойством: они свободны. В чем заключается их свобода? Духи свободны в своем выборе цели. Каждый дух свою свободную волю может направить к угодной ему цели.

А теперь уясним, может ли умереть дух? Человек по плоти - существо смертное. А смертны ли духи? Духи бесплотные созданы в начале времени и существуют, доколе течет время, существует вселенная, и пока не настало время последнего суда. Но безусловное вечное бытие не свойственно духам по их природе, потому что все они созданы Богом и придут на страшный суд. Бог, создавший их, в конце времени определит на суде, кто из них, в соответствии со сделанным ими свободным выбором цели, удостоится быть участником вечности. Также и духовный человек - смертный по плоти - как дух существует до конца веков. По окончании земной жизни мы не исчезаем бесследно, но каждый человеческий дух даст ответ перед Богом за все свои дела. Итак, духи со временем не стареют - они живут, пока течет время, до последнего суда. Все сказанное о духах можно объединить в одно определение: Духи - существа бесплотные, разумные, сознательные, свободные, не связанные с каким-либо местом пространства, бессмертные доколе течет время. Главным признаком различия духов является направление их воли. Кроме того, они различаются по силе и разным совершенством их духовных тел.

Дух от духа не может отличаться местопребыванием, так как они не связаны пространством. Они также не могут различаться по времени их жизни: ведь они пребывают от начала до конца времени. Духи различаются выражением своей воли: как ее направленностью, так и силой ее осуществления; зависящей от степени совершенства их духовных тел. Прежде мы рассматривали пример радости нескольких христиан по поводу обращения к Богу их друга. В этом случае имел ли каждый из них свою особую радость, или радость была одна, общая для всех? Если бы каждый из христиан имел свою особую причину для своей радости, то можно было бы сказать, что имелось столько радостей, сколько причин. Но в рассказанном случае в радостное состояние всех привела одна причина, все единодушно исполнены одной общей радостью, все исполнены одним духом. К такому состоянию апостол призывает и нас, когда говорит: “Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны” (Флп. 2, 2); “... дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 15, 6). Когда мы достигнем такого взаимного понимания, что будем славить Бога в одном общем порыве, - тогда можно будет сказать, что мы имеем одно сердце и славим Бога как бы одними устами. Хотя мы являемся разными людьми, но в этом случае наши духи объединяются в одном стремлении и действуют как один дух. В этом состоянии силы отдельных духов как бы складываются, как складываются силы рыбаков совместно тянущих из воды сеть. Поэтому молитва, единодушно принесенная сразу многими, имеет могучее действие, гораздо сильнее, чем молитвы каждого отдельно. Такое единодушие делает нас намного крепче. Подкрепляя веру взаимно, мы смелее достигаем Бога, и Он отвечает на наши просьбы.

Мы рассмотрели единодушие людей и убедились, что слияние воли многих - это не просто совпадение желаний, но соединение всех в одном духе. Тем более духовные существа, не наделенные плотью, при полном совпадении устремлений их воли, ничем не различаются между собой; и они, сливаясь, составляют один дух, обладающий большей силой для осуществления этой воли. Итак, единство духов есть полное совпадение устремлений их воли.

Если два человека стремятся к одной и той же цели, то они одного духа. Каждый из них может иметь свой образ мыслей, они могут различаться жизненным опытом, но при стремлении к общей цели они одного духа. Если же воля одного человека лукавая, а другого - искренняя, то они разных духов, хотя и могут заниматься одним общим делом. Одного духа мы можем быть только тогда, когда наши цели и желания совпадают, хотя понятия каждого могут различаться; ведь понятия и мышление - это земное.

Апостол сказал, что когда настанет совершенное, то знание упразднится (13). Сказано также, что соединяющийся с Господом один дух с Господом (14). Если воля человека направлена к тому же, что и Господня воля, то между ними есть духовное единство. В этом случае проявление воли у Бога и человека одно и то же. Это - проявление моей воли: лично я стремлюсь к этой цели, но это же есть и проявление воли Бога. Поэтому достижение моей цели бывает не столько благодаря моим усилиям, но в гораздо большей мере усилиями Бога. Тогда мы видим, как Бог чудесным образом, превосходящим наши возможности и чаяния, исполняет наши желания, слышит наши просьбы. Если мои желания совпадают с Господними желаниями, то Дух Христов во мне, и я - один дух с Господом. Христос во мне не в том смысле, будто личность Христа начала новое бытие в моей плоти рядом с моим “я”, а в другом: моя воля совпадает с волей Христовой, и если я исполняю свою волю, то фактически исполняется воля Его. Это означает, что не я живу, но живет Христос, исполняющий через мое тело Свою волю, хотя моя личность не исчезает и не растворяется в личности Христа.

Представим себе, что рядом с духовным существом, например, духом истины, существует другой дух, который тоже свою волю направил к истине. Следовательно, он тоже будет духом истины. Могут ли быть одновременно два духа истины? Истина одного духа является одновременно истиной и для другого, так как не может быть двух различных истин; эти духи стремятся к одному и тому же. Вообще духи не различаются, как люди, местом телесного пребывания; не различаются ничем, кроме направления их воли и предоставленной им силы. А в приведенном примере воля каждого из духов направлена к одной и той же цели - к истине; поэтому они уже не два духа, они сливаются в один дух, они становятся одной личностью, и силы их складываются.

Несколько иное положение у людей. Они также духовные существа, но они, в отличие от бесплотных духов, облечены плотскими телами, которые не допускают отождествления. И воля человека в жизни не постоянна, но переменчива и мимолетна, так что человеку стоит большого труда окончательно определиться в своем главном намерении. Главная преграда к единению человеческих духов заключается в чрезвычайной трудности достижения полного согласия человеческой воли. Наряду с главной большой целью человеку свойственны и второстепенные стремления и множество мимолетных, подчас противоречивых желаний, которые препятствуют ему окончательно определить устремление его духовной воли, и таким путем прийти в единение с Высшим Духом Добра, или же уйти в совершенно противоположном направлении - в единение со враждебными Богу духами. Преодоление мешающих побочных желаний и сосредоточение всей воли на главной цели составляет содержание нашей духовной борьбы.

В мире духов полное единение возможно и вполне естественно. Мы же, ограниченные земным жизненным опытом, с трудом вмещаем это понятие. В возможности слияния личностей духов заключается главное их отличие от личности человека. Слова Христа: “Я и Отец - одно” (Ин. 10, 30) мы воспринимаем как пример единения духов.

Георгий Дорогуш